Какие ошибки делают люди,
когда собирают деньги на проекты в интернете?
Сбор денег от частных лиц на реализацию проекта — это краудфандинг. Он доступен всем: артистам, когда они просят поддержки поклонников в записи нового альбома, и жителям маленьких городов, если они хотят сделать что-то полезное для других. Краудфандинг — серьезная работа, и успех зависит от того, как сильно инициатор будет стараться достичь цели. Вместе с PR-директором краудфандинговой платформы Planeta.ru Наталией Игнатенко «7×7» разбирался, как пользоваться этим инструментом эффективно.
Краудфандинг — не про деньги, а про людей
Краудфандинг не отменяет возможность привлечь деньги в проект другими методами. Но именно этот способ больше про людей и взаимоотношения с ними, чем просто про финансы. Например, вы краевед из Пскова и хотите выпустить альбом с фотографиями сохранившихся старинных церквей региона. Чем будет полезен для вас краудфандинг? Во-первых, он позволяет рассказать о своей идее большому количеству людей и заинтересовать их выпуском книги. Во-вторых, дает возможность собрать списки предзаказавших и скорректировать тираж.

В краудфандинге невозможно «выиграть». Решение давать или не давать деньги на проект каждый принимает самостоятельно. В этом есть плюс — с большой вероятностью проект найдет свою аудиторию. И в этом же минус — сам по себе проект, оформленный на крауд-платформе, не собирает деньги. Вам нужно провести большую работу по продвижению идеи, чтобы люди захотели ее поддержать.

Наталия Игнатенко, Москва
PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru
Как запустить проект: шаги до старта
1
Определите аудиторию
До размещения проекта на крауд-площадке честно и подробно ответьте на вопрос: кто аудитория проекта. В случае краеведческого альбома проект может заинтересовать тех, кто интересуется историей вообще, тех, кто любит историю родного края, преподавателей вузов, учителей МХК и краеведения.
2
Оформите идею проекта
На выбранной платформе опишите идею, иллюстрируйте ее, снимите видеообращение, подготовьте примерную смету на проект, продумайте вознаграждения для участников проекта. Идея краудфандинга предполагает, что люди получают какое-то вознаграждение за то, что переводят деньги.
3
Заручитесь поддержкой
Попробуйте найти партнеров. Например, для альбома по краеведению хорошим партнером станет компания, которая организует прогулки по городу. Партнер предоставляет для проекта вознаграждение — авторскую прогулку — и рассказывает о вас в своих соцсетях. Так вы расширяете потенциальную аудиторию проекта.
4
Наметьте план продвижения
Распишите план продвижения проекта и места размещения ссылки на сбор. Определитесь с пабликами в соцсетях и СМИ с вашей целевой аудиторией, где нужно вам нужно появиться. Не ограничивайтесь только одним каналом продвижения или соцсетью. Будьте активными на протяжении всей кампании.
Чек-лист готовности к запуску проекта от Planeta.ru.
Почему собрать деньги не получается
В краудфандинге везет тому, кто сам себя везет. Каждый взнос в проект обусловлен какой-то активностью автора. Всегда видно, когда человек сдается и сбор начинает буксовать. В таком случае надо переходить к новым активностям из вашего списка, который вы подготовили на старте проекта (см. 13 способов оживить сбор).

Бывает, что финансовая цель изначально была завышенной. В 2012 году фотограф резных наличников Иван Хафизов хотел собрать миллион на Planeta.ru на создание виртуального музея. Ему казалось, что это круто: еще никто до него не собирал такую большую сумму краудфандингом, поэтому все СМИ обязательно про это напишут. Но большая финансовая цель отталкивала людей, и ему удалось собрать всего 10% от суммы. В основном финансировали проект знакомые Хафизова. Это пример, как делать не нужно. Ставьте реальные финансовые цели, лучше потом дособрать денег, чем недобрать. Когда Иван учел свои первые ошибки, он стал рекордсменом российского краудфандинга. Недавно он собрал 5,3 млн руб. на создание сборной модели наличника.

Все краудфандинговые платформы работают по-разному. Мы на Planeta.ru признаем неуспешным сбор, который собрал меньше 50% от необходимого. В таком случае деньги возвращаются аудитории. Если собрано больше 50% и автор гарантирует реализацию проекта и выдачу вознаграждений, мы переводим деньги, но комиссию сервиса повышаем до 15% вместо 10% (включая комиссию платежных агрегаторов). Есть краудфандинговые платформы, которые действуют по принципу «все или ничего». Некоторые переводят любую собранную сумму. Поэтому обязательно внимательно читайте договор с площадкой и смотрите на критерии успешности проекта.
В краудфандинге везет тому, кто сам себя везет
Краудфандинг привлекает не только деньги, но и ресурсы
В Соликамске, небольшом городе под Пермью, был проект по созданию галереи домовой росписи Прикамья. Создатели музея рассказали, что у них есть грант, но не хватает полмиллиона на строительные материалы, ремонт и сантехнику. Они смогли собрать краудфандингом 280 тыс. руб., но из-за того, что активно продвигали проект, коммерческие компании захотели помочь им ресурсами. Одна компания купила сантехнику, другая — обеспечила напольные материалы, третья — дала скидку на осветительные приборы. Формально финансовая цель не достигнута в полном объеме, но нашлись ресурсы, и проект был реализован.

Краудфандинг помогает найти единомышленников, членов команды, волонтеров, которые захотят вам помочь. Не зацикливайтесь только на деньгах.
Краудфандинг или гранты?
Плюсы краудфандинга
  • Деньги приходят от людей, которые действительно заинтересованы в проекте.

  • Результат краудфандинга — это способ показать грантодателям, что ваш проект востребован.

  • Не нужно делать очень детальную смету.

  • Люди могут переводить деньги в проект любым удобным для них способом.

  • Краудфандинг привлекает не только деньги, но и ресурсы.

  • Автор проекта после закрытия сбора получает электронные адреса поддержавших и может дальше с ними работать.

  • У автора не будет проблем с налоговой, краудфандинг — это законно.

  • Участники проекта могут сразу выбрать вид и комплектацию вознаграждения, указать адрес доставки, автору не придется выяснять эти детали вручную.

  • Для продуктового проекта это способ регулировать тираж экземпляров.

  • Есть вероятность, что аудитория, незнакомая с автором, обратит внимание на проект.

  • Автор должен рассказать, что проект реализован и цель достигнута, но сдавать отчетность со всеми чеками, подтверждающими траты, не нужно.

Минусы краудфандинга
  • Большая самостоятельная работа по продвижению проекта.

  • Нет гарантии, что проект будет успешен и соберет деньги.

  • На сбор денег и реализацию проекта могут повлиять факторы, не зависящие от автора идеи.

Может ли площадка отказать в размещении проекта
Да, такое возможно. Это зависит от правил площадки. На Planeta.ru нельзя запускать религиозные и политические проекты, проекты, связанные с личными целями, например собирать деньги на свадьбу или на iPhone.

Действует жесткая модерация. В июле к нам поступили 465 проектов, в работу мы взяли 370, в итоге одобрили для сбора 252, почти в два раза меньше.
Мы заключаем с каждым автором договор, проверяем его документы. Для проектов, связанных с реконструкцией и благоустройством, у автора должны быть письменные разрешения от ключевых комитетов, которые доказывают, что человек сможет реализовать проект. Жестко модерируются благотворительные проекты: юридический отдел проверяет уставы фондов и их отчетность.
Краудфандинговая площадка — это не сообщество кошельков, а сервис
Если человек приходит с намерением не выполнить обязательства — это видно по результатам сбора. Он не сможет активно рассказывать о проекте на широкую аудиторию.

Сама аудитория тоже чутко реагирует. Был активист из города Глазова, который собирал небольшую сумму на ремонт скамеек. Деньги быстро удалось собрать, но нам в службу поддержки стали звонить люди и говорить, что этот проект не удастся реализовать. Выяснилось, что администрация города дала активисту устное разрешение на работу, но некоторые горожане возмутились, что на ремонт скамеек собираются частные средства. В итоге администрация отказала активисту в его идее. Мы вернули собранные средства поддержавшим проект и признали его неуспешным.

Когда автор получает перевод, ответственность за исполнение обязательств лежит на нем. Если человек не будет реализовывать проект и не выдаст вознаграждения, мы имеем право передать данные автора участникам крауд-кампании, чтобы они шли в суд.
Типичные ошибки новичка в краудфандинге
Оформление
  • Завышенная финансовая цель.
  • Неверный просчет времени на сбор денег.
  • Метафорическое обозначение цели в названии проекта (например, «Реальный выход из алкогольной зависимости»).
  • Неверное ценообразование вознаграждений в проекте. Не стоит предлагать в качестве бонуса книгу ценой 3 тыс. руб., когда ее реальная стоимость — 500 руб. Такой лот не будет пользоваться спросом и не принесет денег в проект.
  • Ноль на счетчике на старте проекта. Незнакомая с автором аудитория не захочет поддержать такой проект, поэтому поддержка близкого окружения на начальном этапе очень важна.
  • Сухой, казенный язык в описании проекта. В краудфандинге мы говорим с потенциальным участником, как с другом.
  • Отсутствие иллюстраций для вознаграждений. Никто не хочет покупать кота в мешке.
  • Отсутствие фотографий автора, команды, фотографий до и после для проектов по реконструкции и благоустройству.
  • Игнорирование маркетинговых приемов.
Продвижение
  • Надежда, что поддерживать проект будет только собственная аудитория площадки.
  • Плохо выстроенный план продвижения, недостаток собственных усилий.
  • Непонимание аудитории проекта.
  • Запуск проекта без поддержки сообщества.
  • Обращение к партнерам без понимания их интересов.
  • Отсутствие обновлений кампании и интересных информационных поводов после запуска.
«7×7» тоже занимается краудфандингом
В 2020 году нашему медиа исполнилось 10 лет. Если вы хотите, чтобы мы и дальше оставались независимой площадкой и давали голос тем, кто меняет жизнь в городах к лучшему, поддержите нас. Подключите ежемесячный или разовый донат.
Оставить комментарий к материалу вы можете здесь.