Я полюбил этот остров с первого взгляда. И когда, по стечению обстоятельств, здесь образовалась вакансия в музее-заповеднике, я уехал из Эстонии, из Таллинна. Выбор между комфортной и цивилизованной Эстонией и валаамским бытовым неустройством я сделал сознательно – в пользу последнего. Отдал таллиннскую квартиру государству и переехал сюда с семьей. И ни разу об этом не пожалел.
В 1989 году мы поехали с ребятами на остров Дивный. Они там ставили поклонный крест, это было еще до прихода монастыря. На острове были заросли земляники, в самом соку. И руководитель группы сказал нам: ягоды мы не едим, грибы мы не собираем. Собирать ягоды и грибы может только местное население. И в тот момент я, ленинградская девочка, сказала: «Господи, я хочу быть местным жителем, чтобы по полном основании есть на Валааме землянику». Господь меня услышал.
Если в конце первого года сотрудничества с монастырем все было хорошо и со мной рассчитались, то после второго и третьего сезонов мне просто возвращали коробки с нераспроданной продукцией под предлогом того, что про них просто забыли. И тогда между полным отчаянием и необходимостью встать за прилавок, я выбрала последний вариант.
Нюанс моей семьи заключается в том, что я происхожу из старинного священнического рода Орлеанских. Мои предки служили в Костромской и в Ярославской губерниях на протяжении полутора веков. Последний из моих предков-священнослужителей – Павел Александрович Орлеанский – был диаконом. В 1929 году закрылась последняя церковь, где он служил. Потом 8 лет он добивался того, чтобы его восстановили в гражданских правах. Но в 1937 году, когда он наконец этого добился, его арестовали и расстреляли. Расстреляли 4 сентября 1937 года. И когда 4 сентября была годовщина расстрела моего прадеда, я узнаю, что выселили семью Ирины Смирновой. Я была в шоковом состоянии.
Каждый день, просыпаясь, не верю своим глазам, ощущениям, что я здесь живу, … это даже передать невозможно. Когда ты выезжаешь в Сортавалу, ты стоишь на корме корабля и рыдаешь, что на один день ты выезжаешь с острова. Это для меня был ужас, из под ног уходила земля.
Я тоже была верующим человеком. Сейчас я, конечно… Ну, не могу я понять, как можно так с людьми поступать. Я в душе, конечно, остаюсь верующим человеком, но в этот храм я не могу ходить. У меня здесь было очень много негатива. Я стояла даже под дулом пистолета на Воскресенском ските. Пистолет на меня направлял «правая рука» епископа Панкратия. Был у нас такой Александр, келейник. При этом и Филипп присутствовал, и вообще было много людей. Он говорил тогда: «Мы вас всех укатаем здесь и устроим вам Нагорный Карабах». А когда я ему задала вопрос: «А как же вообще "возлюби ближнего своего" и другие христианские истины?», мне было сказано, что все мы здесь оккупанты, а они освобождают землю от захватчиков.
Теперь нам никто не говорит, что, к примеру, через год или через два школу закроют. Пока будут дети – будет школа. Но все будет зависеть от числа детей, потому что если их реально останется четыре человека, то из школы сделают филиал. Главное, что в отношении школы никаких репрессий нет. Монастырь до сих пор помогает нам продуктами, дровами. Мы не испытываем сильного давления со стороны монастыря.
Дом я построил в 2005 году. На земле, которую мне передали в аренду на 49 лет, я нашел руины фундамента. Получил разрешение на восстановление здания. Проект мне делал сам федеральный архитектор-реставратор Владимир Рахманов. А когда я закончил строительство, монастырь выразил желание дом заполучить. Говорят: «Вы нам его передайте». Отвечаю: «Как это передайте? Я, в конце концов, в него столько денег вложил, не говоря уже обо всем остальном». «Ну и что. Подарите нам». «Ну хорошо. Я согласен вам его подарить, но вы мне возместите хотя бы расходы на строительные материалы». У меня приезжал оценщик, оценил дом в 5 миллионов. Я им и говорю: «Раз вы так претендуете на это хозяйство, то компенсируйте мне хотя бы половину». После этого мне ответили, что дом заберут так.
В постановлении четко прописаны номера квартир. Моя двухкомнатная благоустроенная квартира с санузлом, душем, ремонтом оказалась непригодной для проживания. А квартиры прямо напротив моей, в которых раньше жили местные жители, а потом их переселили и сделали общежитие – они пригодны для проживания; гостиница в мансарде пригодна для проживания, гостиница на втором этаже – пригодна для проживания. Т.е. непригодны только те, где живут местные жители, не желающие переезжать в Сортавалу.