От частной инициативы — к чистому поселку
История жителей Урдомы, которые все вместе учатся обращаться с отходами
Репортаж «7х7»
Склад временного хранения отходов в поселке Урдома, где волонтеры сами занимаются сортировкой
Молодой поселок
Улица от железнодорожной станции Урдома ведет к клубу железнодорожников и школе. По бокам — частные дома, окруженные деревянными заборами. За крышами виднеются верхушки деревьев — кругом леса.

Рядом с клубом железнодорожников — небольшой стенд с исторической справкой о поселке. В начале 1930-х годов сюда привезли первых спецпереселенцев. Со временем появились леспромхоз и железная дорога.

К важным историческим событиям отнесены промышленные новшества. В 1972 году в Урдоме запустили в эксплуатацию компрессорную станцию газопровода Ухта — Торжок, а в 2000 году вышла на «проектные мощности нефтеперекачивающая станция „Транснефть-Север"».

В советское время поселок процветал: здесь работали три фермы, телятник, силосная, конюшня и свинарник, разводили птиц и овец, выращивали картофель, капусту, турнепс, кукурузу на силос и зерновые. В 1990-е все предприятия закрылись.

Поселок стал известным в 2018 году, когда в 40 км от него началось строительство полигона на станции Шиес. В январе 2019 года в клубе железнодорожников состоялось собрание противников свалки из Архангельской области и Коми, на котором активисты решили разбить около стройки полевой лагерь. После этого в Урдому много раз приезжали журналисты, чтобы сделать репортажи о протесте. Местные уверяют, что чуть ли не каждый из 4 тыс. жителей Урдомы побывал на Шиесе.
Марина Пахтусова. Вдохновительница
Много раз на Шиес ездила и Марина Пахтусова, логопед в детском саду, которая несколько лет продвигала идею раздельного сбора отходов в Урдоме.

В 2013 году она наткнулась в лесу у родного поселка на несколько стихийных свалок. Увиденное настолько ее поразило, что на следующее утро она решила создать группу в соцсети «ВКонтакте», в которой она стала публиковать полезную информацию.

Название родилось быстро — «Чистая Урдома». Как вспоминает Марина Пахтусова, ей очень хотелось, чтобы поселок стал благоустроенным, а в лесу исчезли свалки.
Марина Пахтусова
Сначала группа была маленькой, в нее вступили знакомые Марины. Со временем к ней присоединились экоактивисты из поселка и других населенных пунктов. Марина вспоминает, что сначала был страх, как отреагируют жители, получится ли реализовать свою мечту. Но вскоре он сошел на нет, потому что на ее призывы навести порядок откликнулись многие.

Первые три года активисты группы просто делились друг с другом полезными ссылками и просветительскими статьями на тему экологии. Но потом активно стали проводить мероприятия.

В апреле 2016 года супруги Пахтусовы вышли на субботник. К ним присоединились несколько человек. Вместе собрали восемь мешков мусора. Тогда группа активистов решила закрепить успех, и уже через месяц провела первый масштабный субботник в Урдоме.

В его подготовке приняли участие волонтеры группы и администрация поселка. На улицах появились объявления о субботнике, а предприниматели предоставили машины для вывоза мусора на полигон. Участники субботника складывали отходы в мешки, которые предоставили в администрации Урдомы и сами жители. У волонтеров можно было попросить перчатки, аптечку и номера телефонов водителей. С этого года, со слов Марины, началась активная фаза группы «Чистой Урдомы».

Женщина поняла, что людей проще привлечь в группу, если устраивать акции и конкурсы. Поселок включился в региональный конкурс «ЭкоБатл», который проводили активисты экологического движения «42». Жителям всех муниципалитетов области предлагалось собирать пластиковые бутылки, крышки и макулатуру. Курировала конкурс волонтер, участник «Чистой Урдомы» Елена Давыдова. В первый год поселок выиграл во всех номинациях, опередив по количеству собранного вторсырья другие города и районы.

— Знакомые из других населенных пунктов спрашивали: «А что, так мусора много у вас?» Нет, мы просто как одна семья. Сначала информацию закинули в одну поселковую группу, оттуда в другую. Все знали про конкурс и решили участвовать, — говорит Марина.

Спустя некоторое время в поселке провели «Чистые игры». Командам из четырех человек предлагалось за определенное время очистить небольшой участок в поселке, и потренироваться в сортировке отходов. Ответственными за их проведение стали волонтеры инициативной группы, сотрудники газовой компрессорной станции. Предприятие предоставило призы победителям.
Участники первых «Чистых игр» убирают берег реки Верхняя Лупья. Фото Ксении Смирновой
Активисты «Чистой Урдомы» нашли в интернете информацию о том, что пластиковые крышки можно сдавать, но куда — сначала не знали. Елена Давыдова подсказала, что их можно отправить в Сыктывкар. Там с 2017 года проходит акция «Крышки добра». Все средства, вырученные от переработки крышечек, передавали в региональный детский благотворительный фонд «Сила добра». В 2021 году крышки от ПЭТ-бутылок стали принимать и в Архангельской области. Там появился проект «Крышечки на благо», все вырученные средства от которого направлялись на лечение нуждающихся детей.

Марину Пахтусову не покидал вопрос, почему в поселке по-прежнему много мусора. Для себя она нашла два ответа. Первый — это воспитание людей. А второй родился из вопроса «достаточно ли урн на улицах?» Тогда появилась идея забавного конкурса «Найди урну в поселке». Жители поселка с удовольствием подключились к этому конкурсу. Все найденные урны они фотографировали и выкладывали в группу. Оказалось, что урн не так-то и мало.

За восемь лет Марина вместе с активистами провела множество акций и конкурсов. Их число несколько сократилось, когда началось строительство полигона на Шиесе. Жители поселка бросили все силы на противостояние с ним. Шиес, по словам Марины, помог участникам ее сообщества сплотиться и осознать экологические проблемы, они стали активнее включаться в раздельный сбор отходов.

— Он проходил на «Экобессрочке» [акции протеста против строительства полигона на Шиесе, которые начались в апреле 2019 года в Архангельске, а потом и в других населенных пунктах области и соседней Республике Коми]. Сначала туда привозили смешанное вторсырье, которое мы с мужем разбирали в гараже. Потом нам посоветовали провести мастер-классы по РСО, чтобы жители сразу сортировали вторсырье по мешкам. И тут нам на помощь пришли волонтеры, которые и провели эти мастер-классы. У нас появились инструкции по маркировке вторсырья, в которых было написано, что и в каком виде принимается.

— То есть после Шиеса включились практически все жители?

— Про всех сказать не могу, но людей стало больше. На нас стали выходить магазины. Подключились и организации. Они решили сдавать картон и полиэтилен в пункт приема. Но у них не было техники, поэтому мой муж взял шефство над несколькими магазинами. В итоге по последним подсчетам отходы в пункт приема вторсырья привозят 17 организаций. Кто чаще, кто реже.

Объемы вторсырья быстро выросли. Стало понятно, что нужно большое помещение, чтобы разделять его и хранить. В 2020 году местный житель Андрей Картавцев бесплатно предоставил свой ангар под склад. Сейчас он открыт несколько дней в неделю, люди сами привозят туда отсортированные отходы.
Плакат на входе в первый зал склада
— Мы стали сортировать около двух лет назад, активно подключились к процессу во время Шиеса, — говорит жительница Урдомы Нина Гроголь, она привезла на склад несколько пакетов. — У нас почти все дома частные, все, что можно сжечь, мы бросаем в печь. А пластик, пакеты, стекло несем сюда. Практически у всех нас появились многоразовые мешки. И все это благодаря Марине Пахтусовой.
Наталья Бажукова. Хозяйка ангара
Недалеко от входа на склад стоит длинный деревянный стол с большой столешницей. Женщина в рабочем костюме, перчатках и очках в стильной черной оправе высыпает на него несколько десятков ПЭТ-бутылок. Она быстро разделяет их по цветам, снимает крышки и складывает в разные мешки.

— На станции Шиес я познакомилась с семьей Пахтусовых, они мне объяснили, почему и как нужно сортировать мусор, — рассказывает Наталья Бажукова. — Когда я училась в школе, наша учительница химии уже тогда говорила об этой проблеме. А мы же не понимали этого: зачем она беспокоится? В моду вошли цветные пакеты, мы все их покупали, у кого круче. Сейчас я прихожу к другому — зря радовались. А она уже тогда понимала, к чему это приведет.
Наталья Бажукова во время своего отпуска волонтерит на складе
Наталья Бажукова жила и работала в соседнем районе, но недавно переехала в Урдому к мужу. Она с сожалением говорит, что в ее родном Красноборске тоже какое-то время работал пункт приема вторсырья, но из-за того, что активисты не смогли наладить его работу, он закрылся.

— Я открою вам секрет: помещение склада принадлежит моему мужу. Он на безвозмездной основе отдает его, платит за электричество. Я им восхищаюсь. А сама помогаю во всем — вот сейчас я в отпуске, но мне нравится сюда приходить, чтобы сделать что-то самой, — женщина проводит для меня экскурсию.

По периметру первого зала стоят мешки со стеклом, пластиковыми бутылками, лежит сложенный картон. Туда люди раскладывают принесенное вторсырье. Под каждым видом вторсырья висят листы с информацией о маркировке. В конце первого зала стоит стеллаж для стеклянных банок. Их приносят местные жители, и любой желающий может их оттуда забрать. Тем самым, по словам Марины Пахтусовой, жители Урдомы дарят банкам вторую и даже третью жизнь. Их не надо покупать, увеличивая тем самым объемы вторсырья.

Во втором помещении есть большая зона, где хранится сложный пластик (например, бритвенные станки и другое), АБС-пластик, полиэтилен и пенопласт.

Столы, на которых происходит сортировка, сколотили активисты-мужчины. Разделять отходы стало удобнее, но мешки, куда обычно складывают ПЭТ-бутылки, постоянно падали. Тогда муж Марины прикрутил сбоку по всей длине стола металлические трубки. После этого активисты смогли крепить к ним канцелярскими держателями мешки, что во многом облегчило сортировку отходов.

— Мужья нам помогают. Ведь очень многое от семьи зависит. У меня четверо детей, самой маленькой — три года. Когда она идет гулять, то берет пакетик. Друзья мои все время жаловались: «Невозможно гулять с вашей дочкой. Если мы купили в магазине конфеты или мороженое, то все упаковки мы не выбрасываем, а несем в карманах домой», — говорит Наталья Бажукова.

Все посетители отмечаются в журнале. Это нужно для статистики. В прошлом месяце вторсырье принесли 307 жителей Урдомы — это каждая седьмая семья в поселке.
Собранное вторсырье отправляется на переработку в Коряжму и другие города. С транспортом помогают местные жители.

Летом чиновники из поселковой и районной администраций организовали круглый стол по вопросу РСО в Урдоме. Они рассматривают возможность передать им более просторное помещение под склад, где появится отдельная зона для установки пресса. Это позволит хранить больше вторсырья и готовить его к транспортировке.

— Недавно я пригласила двух девчонок-волонтеров помочь мне прибраться у нашего стадиона. Там у нас отдыхает молодежь, — говорит Наталья Бажукова. — Через некоторое время я шла мимо стадиона и заметила, что мальчишки привязали там пакет и теперь складывают в него бутылки. То есть дети сами повесили там мешок. Я была в восторге, до сих пор успокоиться не могу.
Марина Дзюба. Хранительница музея
Жительница Урдомы Марина Дзюба провела у станции Шиес много дней. По словам женщины, ее «и били, и руки заламывали, и угрожали» в стычках с охранниками и полицией. Но даже после такого отступать она не хотела.

Сама она родилась в 7 км от Шиеса, но в документах как место рождения указана именно железнодорожная станция.

После победы активистов и закрытия стройки женщина решила сделать небольшую музейную экспозицию на своем участке. Стены в небольшой хозяйственной постройке завешаны фотографиями, одеждой с символикой Шиеса. Активисты привезли флаги и указатели, которые были в лагере, кружки, значки, полотенца, детские рисунки и много других предметов быта из протестного лагеря.
Экспонаты музея
— Камнем преткновения для «мусорной мафии» стало то, что люди сплотились. Люди сделали несколько постов на подъезде к станции. Там вели журналы, где фиксировали, какая техника могла проехать, а какая нет. Семья Крюковых на посту «Переправа» остановила своими телами два бензовоза, пока не подоспела помощь. Люди стояли живым щитом, — Марина берет в руки папку и листает. В ней собраны заявления и обращения к чиновникам, на многие из которых пришли отписки.

Хозяйка протестного музея завершает нашу экскурсию стихотворением о жизни участников лагеря. На глазах у Марины Пахтусовой и Натальи Бажуковой появляются слезы.
(слева направо) Марина Пахтусова, Марина Дзюба и Наталья Бажукова
Образ жизни Марины Дзюбы тоже изменился после Шиеса. Она организовала дома сортировку отходов. На кухне около раковины стоит небольшая тарелка для органических отходов. Под раковиной — несколько мешков и коробок для разного вида пластика, чайных пакетиков, крышек, оберток от конфет. Жестяные емкости Марина относит на улицу и там плющит их кувалдой.

— Рядом у нас баня, и мы сжигаем в печи то, что можно сжечь. Тут же компостная яма. Ее содержимое мы используем на огороде.

— Зачем вам это нужно — и такой скрупулезный раздельный сбор, и музей? — спрашиваю у Марины.

— Мы родились на этой земле. Для нас каждая частичка бесценна. Это наша история. Когда-нибудь ситуацию на Шиесе будут разбирать как исторический момент.
Марина Пахтусова, Марина Дзюба и Наталья Бажукова стали героями первого выпуска третьего сезона подкаста «Куда смотрит Гринпис», который был подготовлен совместно с «7×7». Услышать их голоса можно, нажав на эту ссылку. Всего российский Гринпис планирует выпустить три эпизода подкаста при поддержке интернет-журнала «7×7». Второй эпизод будет посвящен тому, как быть экологичным, если ты живешь на Севере. Подкасты выложены на всех популярных платформах.
Оставить комментарии к материалу вы можете здесь.