Дирк Бальке родился в 1969 году и в 10-летнем возрасте переехал в Дортмунд. После получения профессии механика горного оборудования он пошел работать на шахту.
— Шахты начали вымирать уже тогда, когда я только начал работать.
Работа была хорошая, пока не начались кризисы. В начале 1990-х мы уже понимали, что нас ждет. Выходили на забастовки, на три дня, на неделю — мы хотели работать, мы не хотели, чтобы индустрия сворачивалась, — рассказывает он, но тут же
уточняет, что никогда не боялся, что станет безработным. — RAG никого не уволила. Тысячи людей сократили — и ни один не стал безработным.
Дирку Бальке предложили освоить другую профессию. Он стал водителем муниципального автобуса.
Ему тогда было 30 лет, он признается, что к тому моменту уже разучился учиться, а ведь надо было выучить все 40 городских маршрутов. На новом месте работы он стал получать на 20% меньше. RAG еще полгода выплачивала ему зарплату после увольнения
и даже предлагала вернуться, если он захочет.
— Да, мне нравилось быть шахтером, я любил свою работу, но то, что у угля нет будущего, стало известно еще в 1960-х. Корабль плыл, но кто-то должен был сказать «Стоп», — говорит
Дирк Бальке.
Водителем автобуса он проработал 17 лет, а сейчас проверяет билеты. Но все равно считает себя шахтером.
— Если спросить меня, кто я по профессии, то я скажу, что шахтер — телом и душой. Дортмунд —
это сталь, уголь и пиво, наша традиция — быть шахтером и пить пиво, — рассказывает Дирк Бальке и сразу же добавляет, что пивоварен хороших не осталось, как и не стало шахт.
Его коллеги работают электриками, инженерами, строителями,
в аэропортах и на почте. Но раз в год они встречаются, надевают униформу и устраивают что-то вроде исторической реконструкции, а в начале декабря в День святой Варвары, которая считается покровительницей ремесленников, поминают погибших.
Несколько лет назад, когда Дирк Бальке гулял по лесу с женой, он увидел вход в старую шахту. Вместе с единомышленниками он превратил ее в аттракцион: люди надевают специальную одежду и обувь, берут каски и фонарики и оказываются
в наклонном тоннеле. Внутри практически все осталось таким же, каким было 300 лет назад: узкие проходы, деревянные балки, вода на полу, грязь, темно, холодно, пауки. Но это не пугает — желающие совершить путешествие во времени и оказаться
на месте шахтера XIX века всегда есть.