расследование
Ожидание как образ жизни
Автор: Алена Дударь
Жители аварийных домов Ивановской области замерли в ожидании. Одни ждут своей очереди на переселение. Другие, получив ключи, с надеждой дожидаются достройки своих будущих домов. Третьи сидят на чемоданах, опасаясь, что бульдозеры приедут раньше, чем появятся коммуникации в их счастливых новостройках, и их ждет, пусть и временный, переезд к родственникам или в общежития. Четвертые поджидают застройщиков, чтобы ткнуть им пальцем на щели в только что выстроенных домах, где температура в помещениях в холодное время мало отличается от температуры за окном. Пятые в ужасе трепещут, возлагая надежды, что не придется доплачивать государству за разницу квадратных метров, которая образовалась после обмена старой квартиры на новую. И все они ждут, когда же все это кончится, когда программа Фонда содействия реформированию ЖКХ повернется лицом к людям. И можно будет просто покинуть старые «бараки» и обзавестись новым благоустроенным качественным жильем.
Город Кохма Ивановской области обрел свой официальный статус в 1925 году. Основная застройка небольшого городка на тот период - двухэтажные домики в два – четыре подъезда. Где-то деревянные, где-то кирпичные. Дом 44 по улице Ивановской - ровесник муниципального образования.
Окрестности дома №44 по улице Ивановской г.о. Кохма
В 2008-м году чиновники местной администрации приняли решение, что старичку пора на покой, и внесли его в список аварийных – подлежащих сносу. А жителям обещали новые благоустроенные квартиры, покупку которых профинансирует Фонд содействия реформированию ЖКХ. И тринадцать обитателей строения стали готовиться к новоселью.
Годы шли, двухэтажки и не такие старые, но поближе к центру, пустели. А в доме тем временем поползла несущая стена. Каждую весну и осень и без того хлипкую конструкцию подтачивала талая и дождевая вода. Но выстоявший в войну деревянный сруб и теперь не собирался сдаваться. А вот жители сдались – и начали писать письма во все инстанции с просьбой о скорейшем переселении. Так расплывчатая формулировка «в 2013-15 гг» приобрела четкие границы -2014 год. А в мае обозначенного года пришла долгожданная бумага, обещающая новоселье не позже конца декабря.
Однако уже к ноябрю стало понятно – зимой переселения не будет. То и дело вспыхивали слухи: март, май – окончательно срок установился на август 2015 года. Постепенно люди узнали, что для них предназначался дом на улице Чехова. Конкурс на постройку 75 квартир выиграло ООО «Стройтепломонтаж» - компания, у которой не было ни оборудования, ни имущества. Как следует из материалов уголовного дела, владелец фирмы получил задаток в 22 миллиона рублей и скрылся, за что впоследствии был приговорен к шести годам лишения свободы в колонии общего режима. Деньги он вернул.
Администрация спешно организовала новый тендер на возведение того же дома на том же самом месте. Его выиграло ООО "Ивдомстрой". Но ситуация повторилась – сооружение здания остановилось на стадии котлована.
«Черный список» строительных организаций на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ
Пока с нерадивого подрядчика пытались истребовать задаток, областные власти пошли на поклон к своим старым партнерам – стройкорпорации СУ-155 и их подрядчику – «Ивановской домостроительной компании».
Квартиры для переселенцев выделили в строящемся доме микрорайона «Рождественский». Был заключен новый контракт с последующей оплатой. И кто бы мог подумать, что и у этого жилищного титана могут случиться финансовые трудности.
Там идет процедура банкротства, арестованы все счета... Когда мы приходили в администрацию, нам сказали, что оставшиеся 12 млн. мы переведем им, когда будут готовы ваши квартиры... А когда мы последний раз пришли, нам говорят, а мы передали,
возмущаются кохомские переселенцы
На нас прокуратура и следственный комитет наезжали, что якобы из-за нас встала стройка, и мы заплатили,
парирует комитет по управлению имуществом администрации г. Кохма
В марте 2015 года громом раскатилось по информационным ресурсам сообщение: компании СУ-155 грозит банкротство. Это был третий, но не последний удар по настрадавшимся переселенцам. В то, что гигант рынка рухнет, мало кто верил. Да и просто сохранялась отчаянная надежда на скорейший переезд, ведь стена дома 44, что на улице Ивановской, продолжала ползти.
В числе ожидающих оказался и кохомский бизнесмен, выдвигавший свою кандидатуру на пост мэра города в 2008 году Александр Игнатьев. Его тревога, вероятно, усиливалась вдвойне, поскольку ему предстояло обменять сразу две квартиры. С одной повезло – выдали в благополучном, хоть и расположившемся на самой окраине города, микрорайоне «Просторный». А вот вторая досталась в злополучном «Рождественском».
Микрорайон «Рождественский»
Тем временем, в администрации муниципалитета будущим новоселам давали на подпись документы на изъятие старого и получение нового жилья. Тут засидевшихся на чемоданах кохомчан ждал новый сюрприз. Оказалось, что по соглашению переселенцам предоставляется жилье большей площади, но в собственность им передается ровно то количество квадратных метров, что у них было в старой квартире. Остальные квадраты принадлежат муниципалитету. И ни продать полученное имущество, ни прописать туда человека без разрешения этого нового собственника нельзя.
Документы на изъятие старого и получение нового жилья
Случай беспрецедентный не только для Кохмы, но и если верить удивленным правозащитникам, в принципе для России. Разъяснить юридический казус смогла адвокат Евгения Пухова, ранее работавшая в администрации города Кохма. Сегодня она успешно представляет интересы переселенцев в суде. Именно ей удалось выиграть первый иск к муниципалитету, в результате чего в собственность новоселов перешли все квадратные метры новой квартиры. И совершенно бесплатно.
А пока развивалась история с соглашениями, в свои права вступил август. Управляющая компания, утверждают оставшиеся, уже кое-как обслуживала дом, которого к тому времени по документам не существовало. Муниципальные и региональные чиновники отчитались перед Фондом содействия ЖКХ об успешной реализации программы.
А люди продолжали жить и бороться то с затопленным подпольем, то с насекомыми в отсыревших углах дома. Те, у кого была возможность, уехали жить к родственникам. В покосившейся двухэтажке ютились только семьи, которым совсем было некуда податься. На их-то голову и обрушилось новое несчастье – пожар.
Елена Есина оказалась в числе пострадавших. Ее квартира располагалась на первом этаже деревянного дома и была залита при тушении возгорания на чердаке.
Именно Елена сообщила соседям, что необходимо срочно эвакуировать имущество.
В конце лета и в начале зимы 2015 года в Кохме вспыхнули сразу несколько двухэтажек. Две из них по документам числились расселенными и подлежали сносу. В одной даже чуть не погиб мужчина. Однако среди кохомчан поползли слухи, что жгут именно переселенцев, чтобы освободить землю для новых собственников. Последнее не подтвердилось. По данным Росреестра на ноябрь 2016 года, земля под этими домами не продана и не арендована.
Переселенцы, тем временем, начали получать ключи от новых квартир. Кому повезло, смогли перевезти мебель в еще не обжитые стены микрорайона «Просторный» на границе городов Кохма и Иваново. Обладателям квартир в микрорайоне «Рождественский», строительством которого занималось «Су-155», предложили временный приют в общежитии.

Микрорайон «Рождественский»
Микрорайон «Просторный»
Мы смотрели, там все есть: пластиковые окна, ванна, унитаз, но ничего не подведено. Ни электричество, ни канализационных труб, ни отопления — просто коробка.
— Елена Есина
Елена Есина дошла до прокуратуры
Обмен своих собственных благоустроенных двадцати трех квадратных метров на тринадцать общественных и так вызвал у Елены стресс. Но когда временное пребывание в не очень гостеприимной общаге затянулось более чем на 9 месяцев, женщина не выдержала и пошла в прокуратуру.
История переселения Елены Есиной закончилась благополучно. По чистой случайности для ее домочадцев нашлась квартира во втором подъезде микрорайона «Рождественский», где уже есть коммуникации, и пусть и с перебоями, но подаются все необходимые для жизни ресурсы. Еще десяток кохомских семей даже к осени 2016 года не получили возможность переехать в квартиры, ключи от которых были выданы им больше года назад. Этим вопросом заинтересовались следственный комитет, прокуратура и УФСБ области.


Елена Есина рассказывает о трудностях переезда
Елена Есина рассказывает о том, как подключились прокуратура и ФСБ
ТРИ ВЕРСИИ провала программы расселения:
В Ивановском регионе случай с кохомскими переселенцами оказался ярким, но не единичным. Свое внимание правоохранительные органы обратили и на другие муниципалитеты. В каждом своя громкая история. И каждая – иллюстрация того, почему программа переселения из ветхого фонда 2013 – 2017 гг, задуманная на благо людей, профинансированная из бюджетов всех уровней в размере 2,36 миллиардов рублей, из года в год хромает в губернии, как раненая лошадь.
Контролирующие структуры выделили три основных типа претензий к подрядчикам и заказчикам:
1
Материалы
При возведении новых домов застройщики не учитывали нормы пожарной безопасности и игнорировали некоторые аспекты технического регламента строительства зданий в центральной части России, в том числе использовали материалы, которые не могут обеспечить теплоемкость и продолжительную жизнь строений в условиях русской зимы.
2
Отделка
Подрядчики из рук вон плохо отделывали помещения: "стяжка полов выполнена некачественно, линолеум уложен с нарушением технологии производства работ. Обои наклеены некачественно, имеются пузыри, отслоения и обрывы".
3
Недострой
Заказчики принимали работы и оплачивали их, а также отправляли в область сведения о том, что переселенцам выданы ключи до того, как к дому были подведены жизненно необходимые коммуникации: газ, свет, вода, где-то еще и лифт (в домах в 16 этажей). А в Приволжском городском поселении электронный аукцион на закупку нового жилья вообще был объявлен через 10 месяцев после выделения денег Фондом. В городе Иваново же основными причинами затягивания сроков явилось то, что в 2014 и 2015 годах неоднократно объявленные аукционы признавались несостоявшимися.


Помимо увольнения конкретных чиновников, регионам-нарушителям грозит еще и штраф по 500 тысяч рублей, — заявил глава Фонда ЖКХ Константин Цицин
Не единожды наведывались с проверкой в регион представители Фонда содействия реформированию ЖКХ. По состоянию на начало декабря 2016 года одиннадцать подрядчиков, ведущих работы на территории Ивановской области, включены в «черный список» федеральной организации.

Весьма сурово и само законодательство о Фонде. За несвоевременное выполнение программы губерния может лишиться субсидий на будущий год. А если Фонд приостановит финансирование, и за 3 месяца недоделки не будут устранены, люди не получат ключи - деньги Фонда, предназначавшиеся региону на следующий период переселения, будут распределены между другими областями. Пока же статистика текстильного края на карте федеральной организации выглядит неутешительно.


Отставание от графика в июне 2016 года
Отставание от графика в ноябре 2016 года
программа переселения заканчивается
31.12.2017
Еще есть время повлиять на результат:
Made on
Tilda