Гендерное неравенство в редакциях и контенте российских региональных медиа. Исследование интернет-журнала «7х7»
Школа медиаменеджерок
Привет! Публикуем краткую версию исследования, которое для «7х7» подготовила команда социологов под руководством научной сотрудницы Института социологии РАН Юлии Островской. Оно было проведено для школы медиаменеджерок «Молоток», в которой в 2021 году обучались 20 участниц из разных регионов России. Интервью с ними, их коллегами и руководителям легли в основу исследования. Ссылку на его полную версию вы можете найти в конце страницы.
Почему это важно
В России, как и в других странах, в медиа работает много женщин. Эту сферу можно смело назвать феминизированной. Но такое положение дел не привело к искоренению гендерного неравенства внутри редакций, а также в их материалах, подготовленных для широкой аудитории.

Наше исследование нельзя экстраполировать на все российские медиа, однако оно показывает ключевые проблемные точки в 19 региональных СМИ — от Астрахани до Улан-Удэ.
Ситуация с гендерным равенством в редакциях
Подавая заявки в школу «Молоток», претендентки должны были предоставить письмо поддержки от непосредственного руководителя, главного редактора или редакторки. То есть в редакциях участниц как минимум не отрицают гендерную повестку.

Тем не менее участницы в интервью рассказали, что в их медиа нет локального документа, который помог бы урегулировать случаи харассмента или дискриминации. Не занимаются такими вопросами и профсоюзы, если они есть. Хотя в части редакций вопросы харассмента обсуждались, так как они были в информационной повестке из-за ряда скандалов с домогательствами, в том числе в федеральной медиасфере. В региональных редакциях харассмент считают «столичной проблемой».

Часть участниц исследования отметили, что их трудовые отношения оформлены гражданско-правовым договором, что исключает ряд социальных гарантий для журналисток. В одном случае журналистка отметила, что её сотрудничество со СМИ осуществляется без документального оформления, такой способ взаимодействия ставит сотрудников в наиболее незащищенное и неустойчивое положение, предполагая соблюдение определенных неформальных договоренностей.

Одна из участниц-руководительниц медиа упомянула о негласном приоритете отдавать руководящие должности в СМИ мужчинам.

«Я стала главным редактором крупного издания потому, что на мое место не нашлось мужчины… но если бы был мужчина более-менее подходящий, то я думаю, что, конечно бы, в первую очередь назначили бы его. То есть, когда вопрос вот такой стоит, то всегда женская кандидатура будет рассмотрена во вторую очередь. И дело не в профессиональных твоих качествах… такова реальность, что мы (женщины) должны быть более профессиональными, более образованными, более во всем, чтобы нам дали доступ к тому, что имеют мужчины. У нас нет такого, чтобы гендерное неравенство существовало, но если ты начинаешь делать карьеру, то ты сталкиваешься с проявлениями какого-то шовинизма, и ты понимаешь, что не открыто, не напрямую, но тебя где-то тормозят только потому, что ты вот такого пола», — отметила собеседница.
Как СМИ закрепляют гендерное неравенство: язык и редакционная политика
Исследование показало, что в редакционной политике региональных медиа нет прописанных инструкций по освещению гендерно-чувствительных тем или использованию феминитивов.

Журналисты пишут и снимают сюжеты о семейном насилии, женщинах в политике и бизнесе, если информационный повод подходит под повестку дня и может принести изданию клики и трафик.

Такие темы фемповестки, как разница зарплат мужчин и женщин на аналогичных должностях или несправедливое разделение обязанностей по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, не поднимаются в региональных СМИ.

«Когда я сказала о том, что я хочу, чтобы это был прямо женский проект всецело, чтобы поднять эту повестку, мне сказали, что это будет сексизмом по отношению к мужчинам, выделять женщин в издании и каким-то образом их вот так от всех остальных отчерчивать», — рассказала одна из участниц исследования.

При этом многие региональные медиа, в том числе те, что были изучены в рамках исследования, продолжают использовать в отношении женщин пренебрежительную лексику, например выражения «жрицы любви» и «слабый пол».

Участницы исследования объясняют такое положение дел по-разному. Одни говорят о том, что находятся в начале карьеры и им сложно отстаивать свои предложения перед членами устоявшегося коллектива. Другие отмечают, что ряд тем закрыт из-за ограничений, наложенных российским законодательством, которое частично запрещает писать о детях-жертвах преступлений или может признать статьи об ЛГБТ пропагандой нетрадиционных отношений. Часть отмечает, что тяжело поднимать гендерно-чувствительные темы из-за взглядов учредителя или же неподготовленности аудитории.
Как помогают обучающие курсы для журналисток
Участницы школы «Молоток» рассказали, что программа помогла им по-другому взглянуть на свою работу и положение в коллективе.

Часть информанток исследования после участия в проекте сменили место работы на то, что больше соответствовало их профессиональным интересам. Одна из участниц проекта стала главным редактором медиа.

«Сразу мы внесли в редполитику правило, что мы обозначаем людей так, как они себя представляют. Это был шаг в сторону феминитивов. У нас вышло замечательное интервью с художницами-феминистками из Омска. Наверное, оно вышло бы и без „Молотка“, но не было бы таких грамотных вопросов», — рассказала одна из респонденток.

У большинства журналисток, поучаствовавших в школе, есть запрос на продолжение обучения по вопросам гендерного равенства.

Как улучшить ситуацию?
Авторы исследования подготовили рекомендации для медиа, которые готовы встать на путь гендерного равенства внутри редакций и на своих страницах.
В частности, изданиям советуют:
сохранять баланс между мужчинами и женщинами, которых редакция использует в качестве экспертов для публикаций;
не использовать гендерные стереотипы в публикациях;
отказаться от сексистских и объективирующих изображений и лексики;
при описании женщин и мужчин использовать термины, не имеющие гендерной коннотации;
на регулярной основе заниматься освещением вопросов гендерного равенства.
Редакциям также рекомендуют составить и подписать локальные документы против харассмента и дискриминации внутри коллектива, отправлять журналисток и журналистов, руководителей и руководительниц медиа на тематические мастер-классы и школы, привлекать к работе региональных медиаэкспертов по гендерным вопросам.
Контакты
Вам 18 лет
Горизонтальная Россия
СОЦСЕТИ