Существующая в РФ система регистрации иностранцев и российских граждан по своей сути — разрешительная: только органы государственной власти могут решать, давать ее или нет. Но она — не единственно возможная.
Например, в Азербайджане,
Белоруссии, Грузии, Латвии, Молдавии, Эстонии и ряде европейских стран действует уведомительная (декларативная) система регистрации. Это значит, что гражданин не просит разрешения на регистрацию у органов власти, а просто уведомляет их
(ставит в известность) о своем месте жительства или месте пребывания.
Формально в России тоже действует уведомительный порядок регистрации, который расходится с существующей практикой. «Миграционный учет имеет уведомительный
характер», — говорит пункт 2 статьи 4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
— Татьяна Михайловна — давний противник разрешительной системы регистрации [которая, по факту,
действует в России]. Это отчасти тоже влияет на сложность ведения наших дел, — говорит адвокат Илларион Васильев.
По мнению самой Татьяны Котляр, статьи о фиктивной регистрации необходимо переписать так, чтобы регистрация
граждан не была уголовным преступлением. Необходимо сделать так, чтобы регистрация зависела только от самого гражданина: он просто должен зарегистрироваться по тому адресу, где фактически проживает. Никаких разрешительных документов на
жилье и согласия собственников в этом случае не потребуется. Государство будет знать, где он находится, где его искать, и его контактный телефон.
— Все. Никаких проблем не будет. Но те, кто сегодня принимает решения, они, что
называется, не в теме. Они не понимают, чем вызвана фиктивная регистрация: она создана действующими законами и правоприменительной практикой в России. Больше она ничем не вызвана, — заключает Татьяна Котляр.
Большинство юристов,
адвокатов и правозащитников сегодня поддерживают эту позицию и выступают против уголовного преследования за фиктивную регистрацию.
— Я считаю, этой статье 322.2 нечего делать в Уголовном кодексе. Фиктивная регистрация не обладает
такой степенью общественной опасности, которая бы позволила приравнивать ее к кражам, грабежам и разбою. Если человек, скажем, хочет устроить притон, ему не нужна регистрация. Это несвязанные вещи. Нужно исходить не из формального основания
к регистрации, а из фактов реальной общественной опасности. Например, если человек фиктивно регистрирует другого человека, пытаясь скрыть преступника, — тогда да, это можно расценивать как пособничество. Но какая общественная опасность
в том, если вдруг человек сначала хотел проживать по адресу и зарегистрировался там, а потом передумал и исчез? Собственник не может его найти — значит, он оказывается преступником? Чтобы выписать его, надо приложить титанические усилия
— только через суд. Высокие штрафы за фиктивную регистрацию — да. Но уголовная ответственность — нет. Последние тенденции в законодательстве меня вообще пугают: у нас стали по любому поводу вводить уголовную ответственность и делать людей
преступниками на ровном месте, — говорит адвокат московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» Максим Крупский.