От полотенца – к звездам
Проект Екатерины Рычковой
ПЕТРОЗАВОДСК, КАРЕЛИЯ
В темном зале — группа детей. Перед ними на огромном экране возникают мерцающие звезды и целая галактика. Космический голос приглашает их посетить одну из планет. Путешествие начинается.

Нет, это не планетарий и не клуб юных любителей астрономии. Речь идет о занятии в Музее изобразительных искусств Карелии. Здесь в форме космического путешествия школьников знакомят с народной культурой и традициями на примере хорошо знакомого всем предмета — полотенца. Как вообще можно было связать космос и народные ремесла — вещи, казалось бы, несоединимые? Однако именно в этом главный принцип работы Екатерины Рычковой, автора проекта «Мультиполотенце», реализованного при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в 2009 году.
Екатерина Рычкова может увидеть в каждом узоре свою историю
Соединить несоединимое
Екатерина Рычкова трижды становилась победителем грантового конкурса Фонда Потанина. Но на вопрос, о каком проекте ей хотелось бы рассказать больше всего, она, не задумываясь, отвечает: «„Мультиполотенце“, ведь именно с него все началось». Проект живет до сих пор.

Екатерина рассказывает, что это была маленькая, локальная программа о декоративно-прикладном искусстве Карелии. Нужно было переосмыслить пространство музея и найти сюжет, который был бы интересен маленьким детям. Так родилась идея.

— Мне кажется, с выбором темы мы попали в какой-то архетип. Полотенце — это предмет, который близок и понятен каждому. Вместе с тем его значение шире, чем бытовое потребление. Это такая архаичная флешка: в вышитых узорах, как на карте памяти, записана и закодирована информация многих поколений.

Перед музейщиками стояла задача не просто рассказать о народном искусстве, но и найти способ сделать это в нестандартной форме, отсюда — идея полета в космос. «Самые удачные проекты появляются на стыке областей, которые между собой, казалось бы, никак не связаны», — убеждена Екатерина.

На занятиях дети рассматривают полотенца в темноте, вооружившись фонариками, учатся находить в вышивках различные сюжеты, отвечают на вопросы Алисы — космического проводника. «Восприятию народного искусства помогает атмосфера игры, постоянная активность — то нужно найти барса, то посчитать всех птиц. В результате вместо плоскостного изображения дети начинают видеть живой, „говорящий“ предмет», — поясняет замысел автор. Изученные темы закрепляются мастер-классами, на которых ребята создают собственные композиции для вышивок, в техниках граттажа, шелкографии или монотипии.

Проект «Мультиполотенце» не только про музейную педагогику и мультимедиа в экспозиции, но и про сотрудничество музеев. Успех программы во многом зависел от содержания видеосюжетов, качества съемок, образов героев на экране, монтажа и озвучивания. Фольклорный коллектив музея-заповедника «Кижи» воссоздал на острове настоящую реконструкцию карельского свадебного обряда конца XIX — начала XX веков. Съемки проходили в течение двух дней и стали основой эмоционального видеорассказа о роли полотенца в обрядах.

Программа «Мультиполотенце» быстро стала популярной: школы Петрозаводска использовали ее в качестве внеклассных занятий, диски с мультимедиа активно распространялись, проект привлек внимание специалистов. «Возник большой спрос, в основном у преподавателей и музейных работников. Я знаю, что в разных организациях, в том числе школах и музеях России, эти материалы служат для дидактических целей. Кто-то по нашему образцу сделал программы на своем региональном материале», — рассказывает Екатерина. Карельский опыт разошелся по стране. «Мультиполотенце» не раз побеждало в разнообразных конкурсах и принесло музею не только признание экспертов, но и значительный доход.

Петрозаводск — Лондон — Москва
Спустя год Фонд Потанина пригласил авторов лучших проектов пройти стажировку в Великобритании. За десять дней российские специалисты посетили ведущие музеи страны, познакомились с их системой управления, практикой привлечения волонтеров и использованием новых технологий («Я в первый раз держала в руках айфон!»).

Из той поездки Екатерина приехала окрыленной и полной новых идей. В 2011 году Музей изобразительных искусств запустил проект «33 Николы от Холмогор до Колы». Это мультимедийный гид, посвященный карельской иконописи. Также стал победителем конкурса Фонда Потанина.

— Мне очень захотелось рассказать о значении, художественных особенностях и символике северных икон. У современного человека возникает много вопросов, как правильно воспринимать эту тему.

Программисты и дизайнеры из Петрозаводского университета разработали виртуальную часть проекта: тогда в музее впервые стали использовать QR-коды. Мастера-иконописцы показали этапы создания икон. А совместно с Карельской республиканской библиотекой для слепых был разработан фрагмент экспозиции для незрячих и слабовидящих людей.

Свой третий проект, поддержанный Фондом Потанина, Екатерина Рычкова реализовывала уже в Москве в качестве сотрудника Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Решение о переезде в столицу было непростым: «В какой-то момент я поняла, что уткнулась головой в потолок. В Петрозаводске уже не хватало ресурсов, хотелось масштаба и свежей энергии для реализации больших творческих идей».

Екатерина поступила в Московскую высшую школу социальных и экономических наук. Во время обучения и оказалась в том самом музее и поняла, что должна остаться поработать с коллекциями декоративного искусства России XIX–ХХ веков.

В проекте «Изобретая моду: биеннале инновационного текстиля» ее подход остался неизменным — соединить несоединимое. Она познакомилась с создателями инновационного текстиля, лидерами спортивной индустрии, побывала на закрытом космическом предприятии, оценила эксклюзивные ткани с напылением из лазурита или встроенным ароматом орхидеи… Словом, побывала на стыке науки, промышленности и искусства.

— Музей выступил в роли междисциплинарной площадки, инициирующей обмен идеями между учеными, производствами и дизайнерами, которые даже не предполагали, что их совместные произведения или специфическая продукция (например, костюмы для мотоциклистов или скафандры) могут быть показаны на художественной выставке, а нанотехнологии могут быть применимы в одежде для подиума.
Возвращение к корням
В Москве у Екатерины Рычковой все сложилось идеально: желанная работа, немыслимое количество интересных знакомств, благодарность министра культуры. За шесть лет она обучилась по программе Манчестерского университета в Шанинке, в аспирантуре Российского государственного гуманитарного университета на кафедре музеологии и сейчас готовится к защите кандидатской диссертации. Но в сентябре 2018 года неожиданно вернулась в Петрозаводск.

— Сейчас не так важно, где ты работаешь. Важнее атмосфера и люди, с которыми ты связан эмоционально и за которых чувствуешь ответственность. Здесь у нас большая семья, природа, много друзей. Сложно, конечно, привыкать к тому, что не хватает каких-то услуг, ужасному транспорту. Грустно видеть, как люди постоянно считают деньги. Но вместе с тем есть душевная составляющая и родные корни. В Москве я получила огромное удовольствие от работы и жизни. Столько открытий за короткий срок! Удалось реализовать несколько крупных международных выставок и конференций, которыми очень горжусь, подружиться с людьми, которые стали мне очень близкими по духу. Но сейчас хотелось бы вернуться к проектам, посвященным истории и людям Карелии.

Сегодня Екатерина Рычкова — ученый секретарь музея-заповедника «Кижи», всегда в эпицентре культурных событий. Помимо научной и организационной работы уже готовит творческий проект, связанный с изучением истории художественных предприятий Карелии.

— Как искусствовед и опытный проектировщик я понимаю, что Карелия — кладезь традиционной культуры. Однако здесь очень не хватает исследований о развитии искусства, архитектуры, художественной промышленности и дизайна ХХ века. Это направление мне сейчас очень интересно. Например, история таких предприятий, как «Заонежская вышивка» или «Карельский сувенир», которая до сих пор остается не изученной. Многие события происходили рядом, мы знакомы с людьми, создавшими историю искусства Карелии. Хочется вновь окунуться в этот материал. Сложится ли он в книгу, выставку или большой всероссийский проект — пока непонятно, но я уверена, что смогу внести свой вклад в изучение этой темы.

Екатерина считает, культура — это один из мощных двигателей в продвижении имиджа и привлекательности региона. Например, в Карелию люди едут за тысячи километров не только ради впечатлений от северной природы и уникальной деревянной архитектуры, но и за аутентичностью.

— Им очень важна история места, общение с коренным населением, понимание специфики каждого конкретного города, деревни, семьи. Поэтому проекты, связанные с изучением и представлением культуры Севера, для меня сейчас в приоритете.

Как эксперт в своем деле в Карелии, она убеждена, что каждый человек, работающий в культуре, а особенно в музее, занимается развитием не только своей организации, но и имиджа территории, на которой он живет. И проекты, соединяющие традиции и современность, вносят особый вклад в эту работу.

Оставить комментарии к материалу вы можете здесь.
Made on
Tilda