Екатерина Рычкова трижды становилась победителем грантового конкурса Фонда Потанина. Но на вопрос, о каком проекте ей хотелось бы рассказать больше всего, она, не задумываясь, отвечает: «„Мультиполотенце“, ведь именно с него все началось». Проект живет до сих пор.
Екатерина рассказывает, что это была маленькая, локальная программа о декоративно-прикладном искусстве Карелии. Нужно было переосмыслить пространство музея и найти сюжет, который был бы интересен маленьким детям. Так родилась идея.
— Мне кажется, с выбором темы мы попали в какой-то архетип. Полотенце — это предмет, который близок и понятен каждому. Вместе с тем его значение шире, чем бытовое потребление. Это такая архаичная флешка: в вышитых узорах, как на карте памяти, записана и закодирована информация многих поколений.
Перед музейщиками стояла задача не просто рассказать о народном искусстве, но и найти способ сделать это в нестандартной форме, отсюда — идея полета в космос. «Самые удачные проекты появляются на стыке областей, которые между собой, казалось бы, никак не связаны», — убеждена Екатерина.
На занятиях дети рассматривают полотенца в темноте, вооружившись фонариками, учатся находить в вышивках различные сюжеты, отвечают на вопросы Алисы — космического проводника. «Восприятию народного искусства помогает атмосфера игры, постоянная активность — то нужно найти барса, то посчитать всех птиц. В результате вместо плоскостного изображения дети начинают видеть живой, „говорящий“ предмет», — поясняет замысел автор. Изученные темы закрепляются мастер-классами, на которых ребята создают собственные композиции для вышивок, в техниках граттажа, шелкографии или монотипии.
Проект «Мультиполотенце» не только про музейную педагогику и мультимедиа в экспозиции, но и про сотрудничество музеев. Успех программы во многом зависел от содержания видеосюжетов, качества съемок, образов героев на экране, монтажа и озвучивания. Фольклорный коллектив музея-заповедника «Кижи» воссоздал на острове настоящую реконструкцию карельского свадебного обряда конца XIX — начала XX веков. Съемки проходили в течение двух дней и стали основой эмоционального видеорассказа о роли полотенца в обрядах.
Программа «Мультиполотенце» быстро стала популярной: школы Петрозаводска использовали ее в качестве внеклассных занятий, диски с мультимедиа активно распространялись, проект привлек внимание специалистов. «Возник большой спрос, в основном у преподавателей и музейных работников. Я знаю, что в разных организациях, в том числе школах и музеях России, эти материалы служат для дидактических целей. Кто-то по нашему образцу сделал программы на своем региональном материале», — рассказывает Екатерина. Карельский опыт разошелся по стране. «Мультиполотенце» не раз побеждало в разнообразных конкурсах и принесло музею не только признание экспертов, но и значительный доход.