Предметный разговор
Проект Екатерины Змеевой
ЯРОСЛАВЛЬ
Могут ли 10 предметов рассказать о древнем русском городе? Рассказать в прямом смысле этого слова? В Ярославском музее-заповеднике вам ответят «Да». Несколько лет назад здесь открылась выставка «Предметный разговор». По замыслу автора Екатерины Змеевой, каждый экспонат знакомит посетителей с историей места через монолог.

В 2014 году проект стал победителем XI грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда Владимира Потанина, а спустя два года победил на международном фестивале «Интермузей-2016» в номинации «Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие». В своей уютной мастерской Екатерина, угощая чаем с пряниками, рассказывает, как она изменила представления о традиционной выставке с помощью «Предметного разговора» и как «Предметный разговор» изменил ее.
Первые шаги
Вход в мастерскую, где Екатерина работает вместе с мужем Николаем Кошкиным, начинается со скромной вывески «Дом художника». Через четыре лестничных пролета посетителя приветствует один из талисманов музейного проекта — купчиха Никитишна. Ее изображение в полный рост наклеено на внутреннюю сторону двери мастерской. Прототипами сварливой и любопытной до жизни Ярославны и ее такой же подруги Потаповны стали два провинциальных портрета из собрания Ярославского музея-заповедника.

«Проект, наверное, был бы невозможен без моего предыдущего опыта. Я долго шла к этому. Написала искусствоведческую диссертацию на тему: „Искусство куклы в России и Германии конца XIX — начала XX века“, при этом училась в Германии и занималась исследованиями в местных музеях. С одной стороны, тема моей диссертации звучит предельно конкретно, с другой стороны, она про все: и про массовую культуру, и про искусство, и про межкультурную коммуникацию. Потом я занималась современным искусством в качестве арт-директора галереи. Сделала много разных выставок как куратор», — вспоминает Екатерина.

После успеха «Предметного разговора» и признания в профессиональном сообществе художница брала своих кукол в заграничные путешествия. Она делала фотографии Потаповны и Никитичны на фоне местных достопримечательностей и публиковала снимки на странице проекта в Facebook. Сейчас в сообществе почти 800 человек. В свое время Екатерина Змеева создала его, чтобы привлечь музейных экспертов и просто неравнодушных ярославцев к реализации своей идеи. В итоге «Предметный разговор» превратился в нечто большее, чем просто музейный проект.

«Я понимала, что в музей приходит любопытный человек: такой неглупый посетитель, но и не специалист в конкретном вопросе, не искусствовед, не историк. И он может не ощутить, не считать всех миров, которые заключает в себе даже один предмет. Не только информацию, но и ауру подлинника, про которую еще философ Вальтер Беньямин писал. Мне хотелось донести это до людей», — говорит куратор проекта.

Первыми ее шагами к «Предметному разговору» стали ежегодные акции «Ночь музеев». Екатерина тогда работала старшим научным сотрудником в Ярославском музее-заповеднике. По ее собственному признанию, «Ночь музеев» — это время, когда становится возможным эксперимент. «На одну из „Ночи музеев“ мы с анимационной студией детского творчества „Перспектива“ сделали простой по сути проект — мультсериал „Ожившие экспонаты“. Выбрали несколько разных интересных предметов из разных экспозиций музея, и дети про них сняли мультики. Где-то смешные — про бивни и кости мамонта, где-то серьезный — про пианино Собинова», — рассказывает Змеева.

По ее словам, на большой творческий эксперимент не так просто было решиться. «Сначала мы с разными людьми рассуждали о музейных предметах, как сделать, чтобы они сами заговорили на выставке. Понятие культуры соучастия тогда только становилось актуальным в музейном деле. Я понимала, что горожан нужно вовлекать в процесс, но не очень понимала как. И родился формат междисциплинарных дискуссий об одном предмете. Как во время японской чайной церемонии мы ставим в центр экспонат и обсуждаем его с самых разных точек зрения. Важными были также элементы шоу, перформанса. Например, каждая акция „Предметный разговор о ...“ сопровождалась музыкальной импровизацией».
Интеллектуальный краудфандинг
Изначально предполагалось объединить в рамках «Предметного разговора» 15 экспонатов, но решили ограничиться десятком. Нужно было сделать выбор из 350 тысяч экспонатов Ярославского музея-заповедника. Подборка начиналась от черепа шерстистого носорога и завершалась советской эмалированной табличкой «Пл. Подбельского», которую сняли в 1990-е годы, когда площадь переименовывали обратно в Богоявленскую.

В год создания проекта (2015) Ярославскому музею-заповеднику исполнилось 150 лет. Раньше он назывался музеем при Обществе исследования губернии в естественно-историческом отношении. В честь юбилейной даты в экспозицию вошел один из первых его экспонатов — гнездо серой мухоловки. Его изъял из живой природы студент Леонид Сабанеев, который приехал на каникулы к родителям из Московского университета. После он станет известным ученым, автором книги «Рыбы России».

Еще один экспонат «Предметного разговора» — японская ваза XIX века, которая в 1930-е годы выполняла функцию переходящего футбольного приза. Как вспоминает Екатерина Змеева, «к обсуждению необычной судьбы вазы в Facebook подключился специалист, который восстановил все подробности того, как эта ваза переходила от одной команды к другой. Он оказался настоящим экспертом по довоенному футболу».

«Такой интеллектуальный краудфандинг возник вокруг каждого из предметов. Все это мы собирали, накапливали, снимали интервью с разными людьми. В связи с той же вазой мы вошли в контакт с ярославской командой „Шинник“, сняли интервью с главным тренером Александром Побегаловым», — рассказывает Змеева.

Байкеры на выставке
На открытии «Предметного разговора» в Ярославском музее-заповеднике особо выделялась группа из полутора десятков мужчин в черных жилетках и банданах. Это были ярославские байкеры, которых куратор выставки также привлекла к своему проекту. Дело в том, что одним из экспонатов был флюгер в форме герба Ярославля — медведя с секирой. Такой же символ у байк-клуба «Черные медведи».

«Мы очень долго налаживали с ними диалог, ездили к ним в клуб записывать интервью. Я просила дать на выставку жилетку или перстень, а они мне говорят: „Да ты что, с байкера снять жилетку — это как с медведя шкуру“. Но зато на вернисаж они пришли в количестве человек пятнадцати. Во всей этой своей амуниции», — говорит куратор «Предметного разговора».

По словам Екатерины Змеевой, сначала ей виделся мультимедийный проект. Но в результате сделали все проще. Это были тексты, написанные от лица каждого из десяти предметов. Они повествовали реальную историю коротко, занимательно и с юмором. К примеру, гнездо рассказывало, как его забрал с собой неугомонный студент на каникулах, оно стало музейным экспонатом, и у него началась совсем другая жизнь. Дизайн выставки, другие предметы тоже работали на то, чтобы посетитель погрузился в каждую из историй.

— Многие музеи до сих пор говорят с человеком академическим, научным, сухим языком. Мы тоже соблюдали принцип научности, но стилистика текстов была принципиально иной. Мы охватили разные исторические эпохи: от плейстоцена, когда обитала шерстистая носорожиха, до XX века; разные сферы жизни: от кино и моды до спорта и рыбалки. И все это — через 10 предметов. Это был постмодернистский рассказ про Ярославль, его культуру и историю. Не последовательно, как мы привыкли, не концептуально-тематически, как это сейчас модно, а через такой вроде бы смешной подход», — вспоминает Екатерина.

Путеводитель по Данилову
В 2016 году «Предметный разговор» победил на международном фестивале «Интермузей» в номинации «Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие». В качестве приза команда проекта во главе с Екатериной Змеевой поехала в Нидерланды знакомиться с местным музейным делом. «Предметный разговор» вдохновил своего автора на новые свершения. Формат междисциплинарного обсуждения-шоу вокруг одного предмета лег в основу выставки «Изразцовый город между Западом и Востоком».

В Данилове, где прошла значительная часть детства Екатерины Змеевой, она на базе местной художественной галереи решила сделать путеводитель со школьниками. «И там соучастное проектирование стало главным приемом: местные подростки стали авторами сначала выставки, затем — путеводителя. При этом проект был бы невозможен без участия активных взрослых. Это важная для меня штука — если бы в жизни моей не было этой своеобразной заочной „Шанинки“ [Московская высшая школа социальных и экономических наук] — „Предметного разговора“, — наверное, подобные проекты не состоялись бы», — говорит Екатерина Змеева.

Планов о своих будущих проектах художница не раскрывает. Но признается, что едва ли смогла бы настолько глубоко погрузиться в индивидуальную проектную деятельность, если бы не «Предметный разговор». Та выставка продемонстрировала ярославцам, что даже самые, казалось бы, заурядные экспонаты можно «разговорить» так, что изучение истории родного города станет увлекательным удовольствием.

Оставить комментарии к материалу вы можете здесь.
Made on
Tilda