— Российские власти предлагают сажать за фальсификацию истории, в Следственном комитете создается подразделение по расследованию таких преступлений.
Насколько это отношение к исторической памяти отличается от европейского? —Если говорить о России, то тут мы вступаем не на поле памяти, а на поле даже не исторической политики, а просто политики. К сожалению,
довольно очевидно, для чего и как она выстраивается, какие цели преследует. Задача такой политики — создать совершенно определенный, не имеющий ничего общего с исторической реальностью, мифологизированный нарратив националистического и
квазипатриотического толка.
Конечно, сегодня и в Европе есть проблемы, связанные с попытками манипуляций с культурой памяти со стороны правых сил для популистских целей. Ведь то отношение к прошлому, которое возникло в конце
1980-х годов при крахе коммунистической системы и победе демократии в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии, давало большие надежды. Казалось, что самые важные исторические уроки усвоены. Но прошли десятилетия, и мы увидели, как в Польше,
в Венгрии сравнительно легко оказалось манипулировать людьми с помощью правопопулистских лозунгов. Мы видим, каким полем борьбы становится и там историческая политика, которая выстраивается на знаковых исторических событиях.
Но есть, например, в Германии и постоянный мониторинг этих угроз со стороны демократической общественности, государственных институтов, и поиски действенных способов противостоять этим тенденциям.
Несколько дней
назад я принимала участие в заседании ученого совета мемориального комплекса «Бухенвальд. Миттельбау-Дора», членом которого я много лет являюсь. И речь шла о том, что, несмотря на то, сколько было сделано за все годы для того, чтобы
память о преступлениях национал-социализма стала частью самосознания немецкого общества, эта работа не может и не должна прекратиться. В Германии сменилось поколение, изменился и состав населения.