Кировский фотограф Сергей Юферов родился в Азербайджане, в детстве пережил вооруженный конфликт в Карабахе. Его семья сбежала из зоны военных действий и переехала в Россию. Последние пять лет Сергей собирал фотографии детей с оружием в руках, чтобы показать людям, что это картина, которая должна вызывать отторжение. «7x7» представляет проект «Войнушка», в котором фотограф рассуждает, зачем государству нужна пропаганда оружия и почему родители должны оградить от этого своих детей.
— Я задумал этот проект из-за войн, которые идут в стране и в мире. Главные герои проекта — дети. Это то поколение, которое живет при этих войнах и решает — хотят и будут ли они в будущем воинами и генералами. Идет какая-то тотальная пропаганда войны, армии, вооружения. Видели бы вы, что продается в детских магазинах! Если мы раньше играли деревянными пистолетиками, то сейчас это все пластиковое, металлическое, очень правдоподобное, натуралистичное. Игры играми, но это влияет на детей. Есть всякие страйкболы, пейнтболы, люди стараются быть похожими на солдат, понарошку, но стреляют и убивают.

Пропаганда — это что-то намеренное. Это то, что делается нашим государством. А зачем? Наверное, чтобы укрепить свое влияние в мире. Мы как бы такие сильные, храбрые, и у нас очень мощные пушки. И детям это показывают с детства. Наверное, в этом государство видит повод для гордости и патриотизма. Чем тут гордиться? Посмотрите, у нас есть пушка, которая может убить на расстоянии в 40 километров? Получается, что в России больше нечем гордиться, кроме как войной и нашим грандиозным вооружением.

Сергей Юферов
На 9 Мая в Кирове я видел, как семьи фотографировались с вооруженными солдатами. Родители, улыбаясь, давали детям потрогать настоящее оружие, давали целиться. Это были не игрушки. Я не думаю, что родители дают детям в руки оружие, потому что хотят сделать их воинами, я не думаю, что это какое-то осознанное решение. Да, это игра. Но вероятность того, что это как-то может повлиять на будущее детей, есть.
Съемки начались лет пять назад, когда еще не было какой-то определенной цели и идеи для проекта. Я подсознательно чувствовал — зачем-то это нужно. Просто всегда, когда я вижу ребенка с оружием, для меня это неоднозначная картина, она вызывает ощущение диссонанса. Только в этом году я понял, что все эти фотографии для меня объединяются в общую картину пропаганды оружия.

Снимал я на разных мероприятиях, во время прогулок, путешествий, но не делал это специально, а просто по ходу. Эти фотографии из Кирова, Печоры, Севастополя, Ейска, Нижнего Новгорода.

На некоторых фотографиях я закрыл лица детей черными прямоугольниками. Во-первых, потому что этого требует закон — нельзя выкладывать фотографии детей без разрешения родителей и чтобы дети при этом были узнаваемы на снимках. И я решил сделать это художественном приемом, гиперболизировать и усилить идею — такими же прямоугольниками закрывают лица военных, когда по телевизору показывают военные операции. Да, это вызывает неоднозначные ощущения — ребенок как будто с клеймом на лице. Я считаю, что людей надо цеплять фотографией, может быть, даже возмущать.
Я не говорю, что эти дети совершили какой-то проступок и поэтому их лица закрыли. Я точно понимаю, что дети здесь совсем ни при чем. Это протест и посыл родителям — не поддавайтесь пропаганде, воспитывайте своих детей в любви, а не в окружении оружия.
В этом году мы поехали в Севастополь, потом в Сочи, а потом в Абхазию. В Абхазии мы побывали в разрушенных войной районах. Мы видели полностью разгромленную школу, простреленные заборы, сожженые дома и машины. Это вызвало у меня неприятные ощущения, потому что я сам по сути — ребенок войны. Я сам из Баку, наша семья уехала оттуда, когда начался первый Карабах [военный конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами в 1991–1994 годах]. Все русские оттуда уехали очень спешно. И хотя я был маленький и мало что осознавал, я знал, что под балконом у нас ездят танки и снайперы убивают людей из окон. Не хочется, чтобы наши дети видели весь этот страх и боль. Мы живем в мирное время, но почему-то даем детям в руки оружие.
Made on
Tilda