Герберт Гувер
Человек, кормивший планету
Герберт Гувер был воплощением американской мечты. Родившийся в бедной семье квакеров и рано потерявший родителей, он объехал весь мир, разрешал продовольственные кризисы планетарного масштаба и договаривался с правительствами воющих стран без каких-либо полномочий. Он фактически спас разоренную Гражданской войной Россию от голода, но не смог ужиться с большевиками, которые делали все, что он ненавидел: убивали и подвергали контролю. Человек, сделавший себя сам, столько раз справлялся с гуманитарными катастрофами, но не смог — со своим единственным президентством.

1
ПОМОЩЬ ИЗ-ЗА ОКЕАНА
В 1923 году писатель Корней Чуковский записал в дневнике: «Знаешь ли ты, мой дорогой Рокфеллер, что эти три посылки АРА значили для меня? Понимаешь ли ты, как благодарен я Колумбу за то, что в один прекрасный день он открыл Америку? Эти три посылки значат для меня больше, чем просто спасение от смерти. Они дали мне возможность вернуться к литературной работе, и теперь я снова чувствую себя писателем».

В то время в России голодали. После Первой мировой войны и Гражданской войны продовольствия не хватало в 30 губерниях, а недоедали, по разным оценкам, от 25 до 40 млн человек. 5 млн жителей только что появившегося большевистского государства умерли от голода. Журналист Уолтер Дюранти писал, что дороги в России, ведущие на запад, переполнены беженцами, чьи повозки набиты пожитками, детьми и стариками. Повозки тащили похожие на скелеты быки и лошади, у которых кости просвечивали сквозь кожу.

Писали о бедственном положении в России в основном в зарубежной прессе, но к 1921 году и советские газеты признали, что голод в стране есть и он — катастрофических масштабов. Большевистскому правительству пришлось искать помощи у «враждебных» капиталистических государств. Писатель Максим Горький обратился через прессу ко всем «честным людям Европы и Америки» с просьбой о поставках хлеба и лекарств. Тогда-то в Россию и пришла АРА (American Relief Administration) — Американская администрация помощи — неправительственная благотворительная организация, которая помогала спасти голодающих людей в разоренной войной Европе и России. Возглавлял ее американский предприниматель и будущий президент США Герберт Гувер.

2
АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖЕР
За пять лет до ее появления, в 1914 году, консул США позвонил Гуверу в офис его компании в Лондоне и попросил помочь с толпой американцев, которые съехались в столицу Великобритании со всей Европы и осаждали двери консульства. Люди боялись, что война докатится до Британии в считаные дни, и хотели быстрее уехать на родину, но банки не меняли им фунты на доллары. Гувер вместе с коллегами поставил в посольстве пять столов и организовал обмен валюты, иногда под честное слово. Два месяца спустя последний соотечественник Гувера отправился домой.

В правительстве США были восхищены работой Гувера и затем несколько раз просили его помочь с разрешением продовольственных кризисов в Европе. В том же 1914 году начался голод в Бельгии. Президент Вудро Вильсон снова позвал Гувера на помощь, причем его интересовал не только талант предпринимателя к организации процессов, но и то, что он — частное лицо. Американское правительство не могло быть напрямую втянуто в европейский конфликт, поэтому требовался человек вне политики. Гувер создал комиссию, которая собирала деньги и закупала продовольствие в разных точках мира, а затем распределяла его в Европе. Помимо Бельгии, представительства комиссии открылись еще в нескольких европейских столицах. Деньги давали банки, простые люди и правительства стран, участвующих (и часто — друг против друга) в войне. Когда голод добрался до Парижа, Герберт Гувер провернул аналогичную спасательную операцию и там.
«Никогда не было ничего подобного в мире, все сделал один человек — Гувер. Он единственный человек, кто без всяких официальных полномочий вел переговоры с высшими государственными деятелями нескольких стран — и никогда не терпел поражения», — говорил о нем консул США Пейдж.
В глазах американского правительства (да и вообще любого другого) Гувер стал тем, кого бы сейчас назвали кризисным менеджером: его звали, когда дела действительно шли плохо.

Система, которую создал Гувер, позднее превратилась в Продовольственную администрацию Соединенных Штатов (USFA). Гувер провел кампанию по сбору средств и излишков продуктов, предложил косвенный контроль цен на зерно, а также развернул большую пропагандистскую кампанию: предлагал домохозяйкам экономить на продуктах ради «наших парней на войне», обращался к людям с экранов кинотеатров, говоря о самопожертвовании, и предлагал готовить скромную пищу. Кампания прошла удачно: продуктов было столько, что можно было обеспечить и самих жителей США, и армию (США к 1917 году вступила в войну с Германией), и голодающих в Европе.

К 1919 году USFA была преобразована в ARA. Ее первая миссия открылась в Варшаве, а затем появилась во всех европейских государствах, втянутых в войну или пострадавших от нее. Продукты шли из излишков продовольствия, которые накопила USFA.

Кто бы ни писал о Гувере, все подчеркивали, что этот человек добился успехов во всем, за что брался, потому что категорически отрицал централизацию, контроль государства в бизнесе и бюрократию. Он требовал, чтобы правительства стран, которым помогали его организации, не могли вмешиваться в его работу и не имели никакой над ним власти. Гувер верил, что частная благотворительность способна разрешить любой гуманитарный кризис, причем гораздо эффективнее, чем если бы за это взялось государство.
«Централизованные идеи и децентрализованное исполнение» — любимая формула Гувера. Историк Юрий Зельдич говорил, что Гувер был воплощением американской мечты и человеком, который сделал себя сам. А причиной этого было его непростое детство и община, в которой он вырос.

3
КВАКЕР, ПЯТЬ РАЗ ОБЪЕХАВШИЙ ЗЕМЛЮ
Герберт Кларк Гувер родился в 1874 году в маленькой деревне Уэст-Бранч в штате Айова в 30 километрах от реки Миссисипи. Его семья жила в небольшом белом домике, который, по утверждению писателя Билла Брайсона, до сих пор стоит на своем месте. Отец Гувера Джесси был кузнецом и торговал сельскохозяйственными орудиями, а мать Хильда учила детей. Они, их ближайшие родственники, да и вообще вся община, в которой жили Гуверы, были набожными квакерами. Они много трудились, носили простую одежду, одну пару обуви в год, жили почти что в нищете и много молились.

Когда Герберту было семь, его отец умер от лихорадки, еще спустя четыре года не стало и матери. Герберт переехал к дяде, чей собственный сын погиб. Особой любви к себе Гувер не чувствовал, он скучал по родителям и рос не очень счастливым мальчиком. По его собственным словам, до 19 лет Герберт не испытывал ничего похожего на настоящую радость.
Полноценного образования Гувер в школе не получил — дядя отправил его работать в другой город конторским служащим. В 17 лет он поступил в только что открывшийся и тогда еще бесплатный Стэнфорд, да и то не сразу: окончательно его зачислили, только когда Гувер сдал первые экзамены.
Он учился на геолога и познакомился со своей будущей женой Лу Генри, на которой женится спустя восемь лет. После окончания Стэнфорда он работал на золотом руднике семь дней в неделю в Калифорнии и получал очень скромную зарплату — 20 центов в час.

Но потом ему повезло. Он устроился инженером в крупную британскую горнодобывающую компанию и следующие шесть лет путешествовал по всему миру. Как пишет Билл Брайсон, за это время Гувер объехал земной шар пять раз, был свидетелем боксерского восстания в Китае, побывал в джунглях, пересекал австралийские пустыни, встречался с писателем Джеком Лондоном в Клондайке и сидел в палатке у египетских пирамид. Повидав множество стран, Гувер не изменил некоторой своей черствости и занудству. Он писал, что мест этих не запомнил, а для тех, кто интересуется романтикой и приключениями, есть целые библиотеки на географические темы. Сам он предпочитал составлять списки выполненных заданий и найденных материалов.

Закончив с путешествиями по миру, Гувер приехал в Лондон. Там он стал партнером компании «Беуик Моринг». К тому времени он уже был женат на Лу Генри (предложение он ей сделал в телеграмме, в которой был единственный вопрос — «Ты выйдешь за меня?») и имел двоих детей. Он был респектабельным предпринимателем и все свое время тратил на создание капитала. К 1914 году, когда американские власти попросили его помочь с переправкой американцев из Лондона, его состояние превышало 4 млн долларов (позднее оно многократно увеличится).
Гувера за его спасательные миссии часто называли великим гуманистом и даже боготворили. Но Билл Брайнсон пишет, что вряд ли будущий президент США был таким человеком, а его образ был создан благодаря двум факторам: его прилежной работе и тому, что он старался не оставлять ее без внимания прессы.
Брайсон предполагает, что Гувер не испытывал никаких чувств к людям, которым помогал. Он не посещал полевых кухонь (а когда его привезли на одну из них, потребовал, чтобы ему больше никогда такого не показывали) и рассказывал о своих успехах в Европе без каких-либо эмоций. Зато, если газеты умаляли его заслуги, Гувер приходил в ярость. Видя ошибки в статьях или то, что его заслуги приуменьшили, он писал длинные гневные письма в редакции и дотошно перечислял все допущенные, по его мнению, огрехи.

4
ARA В РОССИИ
Максим Горький написал свое письмо в июле 1921 года. Через несколько дней Гувер, к тому моменту уже министр торговли США, на него ответил: «Можете на меня рассчитывать». При этом Гувер был ярым противником большевизма: как квакер, он не мог оправдать насилие советской власти по отношению к собственному народу.
«Они прибегли к террору, кровопролитиям, убийствам в масштабах, забытых
самыми реакционными тираниями», — говорил Гувер в беседе с президентом Вильсоном в Версале.

Понимая, что большевистская Россия — это не Европа, где Гувер имел репутацию и мог устанавливать свои правила, он составил контракт. В нем советской стороне разъяснялись те же условия: никакого вмешательства государства, продукты будут распределять американцы, наняв российских сотрудников, которых выберут сами. Советы должны были организовать перевозки продуктов внутри страны и предоставить помещения. И еще одно требование — отпустить всех американцев из тюрем.
По свидетельству историков, Ленин был в бешенстве. Он написал в Политбюро записку: «Подлость Америки, Гувера и Лиги Наций сугубая — надо наказать Гувера, публично дать ему пощечины, чтобы весь мир видел, и Лигу Наций тоже». Но в итоге пришлось согласиться: советское правительство было в безвыходном положении.
Первое американское судно с продуктами прибыло в Петроград 1 сентября 1921 года, через шесть дней в столице заработала первая столовая ARA. Затем в Москве появился детский питательный пункт.

Уже к маю 1922 года ARA кормила больше 6 млн человек в России. Кроме нее работали и другие благотворительные организации — шведский и немецкий Красный крест, английские профсоюзы, Нансеновский комитет. Но 90% голодающих кормила все же американская организация.

К лету в ARA работало 300 американцев, более 120 тыс. россиян (по другим данным — 200 и 80 тыс.), а организация ежедневно обеспечивала пищей 11 млн человек. ARA поставила медикаментов на 8 млн долларов, обеспечив 15 тыс. больниц и учреждений и снабдив 7 млн человек лекарствами и прививками. В 1922 и 1923 годах ARA обеспечила Россию посевным зерном, которого хватило на засеивание миллионов гектаров земель, чтобы в последующие годы русские могли сами обеспечивать себя хлебом.

Количество голодных смертей в России значительно сократилось, ARA в очередной раз получила репутацию организации-спасительницы, что наверняка устраивало тех, кого она кормила, но не вполне — советские власти.

5
ПОКИДАЯ СОЮЗ
ARA в разгар своей деятельности в СССР — в 1922–1923 годы — начала получать все большее влияние и поддержку среди населения. Как писал Леонид Спивак, жители деревень отправляли письма в организацию и просили прислать портрет Герберта Гувера, чтобы поставить его в красном углу. Советское правительство, конечно же, такое терпеть не могло и постепенно начало усиливать давление на ARA. За гуверовцами установили наблюдение, читали их почту, в саму организацию внедрялись коммунисты. Спивак цитирует записку начальника осведомительного отдела ИНО ВЧК Залина от 26 января 1922 года: «антисоветская агитация в беседах с крестьянами, уничтожение портретов Ленина и Троцкого в столовой».

Особенно чекистов не устраивало то, что среди сотрудников, нанятых Гувером среди русских, было много «бывших» — образованных людей, умевших считать, читать и говорить на иностранных языках. Революция лишила их конституционных прав, а ARA не просто спасала им жизнь, но и кормила и заставляла большевиков платить им зарплату.

Одной из атак на ARA от властей было уголовное дело, которое завели на сотрудника отделения организации в Царицыне Михаила Арзамасова. В марте 1922 года его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. ARA вступилась за него и отказалась кормить взрослых в Царицыно. Дело прекратили через месяц. После этого ARA проработала в России еще год, но начало ликвидации гуманитарной миссии было положено.

ARA начала терять поддержку и американского общества.
В 1922 году СССР начал сбывать собственные продукции за границу, объясняя это тем, что государству нужны деньги для покупки оборудования. Экспорт зерна ввел простых американцев, которые отправляли деньги и гуманитарную помощь ARA, в замешательство, сбор средств сильно сократился.
Одновременно с этим советские власти начали прибирать к рукам пункты ARA. В октябре 1922 года кухни организации было приказано передать под контроль Комиссии по борьбе с последствиями голода (Последголод), некоторые пункты закрыли, в декабре — освободить московский офис. В марте 1923 года Политбюро приняло постановление о ликвидации деятельности АРА на советской территории. Окончательно ARA покинула Россию уже к лету.

Спивак отмечал, что сразу после ухода ARA из страны в СССР началась пропагандистская кампания, очерняющая организацию. В 1924 году в Киеве арестовали «шпионов, нанятых за еду». Двух сотрудников ARA приговорили к пяти и десяти годам исправительных работ. Узнав об этом, Герберт Гувер заявил, что никакая американская гуманитарная помощь СССР предоставлена больше не будет.

Блогер Кирилл Вахненко проследил за эволюцией статей в советских энциклопедиях, которые описывали работы ARA.

В первом издании «Большой советской энциклопедии» 1926 года написано, что ARA была американской филантропической организацией, оказавшей значительную продовольственную и медицинскую помощь во время голода в России. В «Малой советской энциклопедии» 1928 года уже добавлялось, что под прикрытием благотворительности ARA сбывала заготовленные для империалистической войны лишние запасы продовольствия, предотвратив этим экономический кризис в США.

Во втором издании БСЭ 1950 года вообще не упомянута помощь, которую оказала ARA, и лишь написано, что та использовала советский голод в качестве предлога для создания шпионской сети в СССР. В БСЭ 1970 года советская позиция слегка смягчилась и вновь было упомянуто об «определенной помощи в борьбе с голодом» без указания ее масштабов. Про шпионскую деятельность и укрепление американского империализма там упомянуть тоже не забыли.

6
НЕВЕЗУЧИЙ ПРЕЗИДЕНТ
Герберт Гувер был министром торговли при президенте Уоррене Гардинге и сохранил этот пост после его смерти в 1923 году. Следующим главой государства стал Калвин Кулидж, и его президентство, мягко говоря, не вызывало восторга у граждан и элиты: он был легкомысленным, позволял приближенным обогащаться, а под конец срока работал не более четырех часов в день. Поэтому, когда Кулидж заявил, что не будет выдвигаться на второй срок, у Республиканской партии были в руках все козыри: их кандидатом был деятельный Герберт Гувер, который только что спас штат Миссисипи от последствий наводнения. Он выиграл выборы, получив 444 голосов выборщиков из 531 и разгромив демократического кандидата Алфреда Смита. На тот момент это был второй результат в истории президентских выборов.

Американская общественность была уверена, что в ближайшие четыре года США ждет исключительно процветание и благополучие, а президент справится со всем что угодно. Гувер это понимал и опасался. Он говорил редактору «Крисчен Сайенс Монитор»:
«Я страшусь преувеличенных надежд народа, вообразившего, что я могу все. Они убеждены, что я некий супермен, что моим возможностям нет предела. Если какое-нибудь беспрецедентное бедствие обрушится на нацию, я буду жертвой неразумных представлений, ожидающих от меня слишком много».
Так и вышло. В 1930-е на Америку из-за краха фондовой биржи обрушилась Великая депрессия. Гувер и его правительство пытались помочь экономике, действуя по своему всегдашнему принципу: не вмешиваться, но принять деятельное участие. Поначалу даже начало получаться, но эффективной стратегии выхода из кризиса Гувер предложить так и не смог. Его популярность быстро сошла на нет, а кресло президента через три года занял Франклин Рузвельт, который, как считают в Америке, вывел страну из тяжелого кризиса. Историки при этом, кстати, подчеркивали, что администрация Рузвельта существовала уже после того, как пик кризиса был пройден, и, по сути, просто продолжила и усилила план спасения, придуманный Гувером.

Гувер ушел из общественной жизни почти на 20 лет. Про него и его талант антикризисного менеджера вспомнили после окончания Второй мировой войны, когда Европа снова была разорена и голодала. Президент Трумэн попросил Гувера о помощи со словами: «Вы знаете о голоде больше, чем кто-либо на Земле». Герберт Гувер, которому тогда было уже за 70, снова объезжал страны и собирал информацию о реальном положении вещей после войны. После он предоставил ее Трумэну, который добился ассигнований в 425 млн долларов на оказание помощи странам, участвовавшим в войне.

Еще один кризис был разрешен, Гувер вернул себе расположение общественности, переехал в Нью-Йорк и писал мемуары. 10 августа 1964 года в возрасте 90 лет он умер. Его похоронили в родной деревне Уэст-Бранч, туда же перенесли прах его жены.

Одна из газет написала в некрологе: «Гувер накормил больше людей
и спас больше жизней, чем какой-либо другой человек в истории».
Оставить комментарии к материалу вы можете здесь.